Разница зарплаты учителей в разных регионах

Сегодня представляем тему: "Разница зарплаты учителей в разных регионах" с экспертными комментариями. На любые вопросы вам ответит дежурный эксперт.

Зарплаты учителей в России и их повышение

Средние зарплаты учителей в России нельзя назвать высокими. По обещанию правительства в 2019 году оклады педагогов будут увеличены на 6%. И следующие 3 года, будут подниматься ещё на 5-6% в год. К слову, в соседнем Казахстане, всем работникам бюджетной сферы поднимут зарплаты на целых 35%. Как говорится, ощутите разницу.

Планируемый уровень средних зарплат учителей в 2019 году в России

Специалисты Средняя зарплата
Учителя средней школы 44760 руб
Преподаватели ВУЗов 93000 руб
Воспитатели дошкольного образования 34700 руб

Доходы бюджетников являются регулируются и контролируются на уровне правительства Российской Федерации. Распоряжение о повышении уровня доходов до средних региональных цифр было подписано Владимиром Путиным в 2012 году. При этом заработная плата преподавателей высших учебных заведений, научных сотрудников и профессорского состава должна была вырасти до 200% от средней зарплаты по региону.

Более точная информация представлена в таблице ниже, с разделением по уровням учебных заведений.

В среднем по России В федеральных учебных заведениях В региональных учебных заведениях В муниципальных учебных заведениях
Воспитатели и педагоги дошкольного образования 34681 руб 44279 руб 47399 руб 33789 руб
Учителя общеобразовательных школ 44760 руб 78429 руб 64094 руб 40149 руб
Педагоги дополнительного образования 42079 руб 51140 руб 53615 руб 40134 руб
Мастера и преподаватели профессионального образования 43615 руб 43545 руб 43641 руб 27783 руб
Педагоги, работающие с детьми-сиротами 40493 руб 39327 руб 48764 руб
Преподаватели вузов 92957 руб 92588 руб 107299 руб 54789 руб

Рейтинг самых высоких зарплат учителей

ТОП-5 регионов России с самой большой заработной платой представлены в таблице.

Ямало-Ненецкий АО 113826 руб
Ненецкий АО 101681 руб
Чукотский АО 92797 руб
Магаданская область 85795 руб
г. Москва 83679 руб

Рейтинг самых низких зарплат учителей

Тройка регионов с самым низкооплачиваемым трудом педагогов и воспитателей выглядит так.

Дагестан 22474 руб
Чеченская Республика 22564 руб
Мордовия 23306 руб

[2]

Мнение учителей об уровне оплаты труда

По данным исследования РАНХиГС, более 60% преподавателей недовольны уровнем оплаты труда в профессии. Около 50% имеют вторую работу или дополнительную занятость. Порядка 24% считают сферу педагогики совершенно бесперспективной для молодежи и не рекомендовали бы своим детям выбирать её для трудоустройства.

Около 30% воспитателей и педагогов дошкольного образования считают, что их зарплата снизилась по сравнению с 2014 годом. Кроме этого, они отмечают, что получают на 11-12% меньше школьных учителей.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект 2017 г Январь 2018 г. Рост на начало 2018 года Июнь 2018 г Рост за I полгода
г. Москва 75783 руб 80646 руб 106,42% 83679 руб 103,76%
Центральный федеральный округ 46228 руб 48285 руб 104,45% 53767 руб 111,35%
Северо-Западный федеральный округ 40274 руб 42033 руб 104,37% 46499 руб 110,63%
Южный федеральный округ 26799 руб 27039 руб 100,90% 33149 руб 122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ 21248 руб 21595 руб 101,63% 24439 руб 113,17%
Приволжский федеральный округ 26716 руб 27812 руб 104,10% 31889 руб 114,66%
Уральский федеральный округ 40076 руб 40855 руб 101,94% 51695 руб 126,53%
Сибирский федеральный округ 30304 руб 31880 руб 105,20% 39050 руб 122,49%
Дальневосточный федеральный округ 47198 руб 49089 руб 104,01% 61759 руб 125,81%
В среднем по России 34921 руб 36265 руб 103,85% 42226 руб 116,44%

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФ Размер средней заработной платы по региону Размер средней заработной платы учителя
г. Москва 58760 руб 57780 руб
Ямало-Ненецкий округ 76500 руб 83175 руб
Чукотка 75400 руб 76715 руб
Немецкий округ 65370 руб 75150 руб
Ханты-Мансийский округ 56925 руб 73 190 руб
Магадан 58800 руб 73175 руб
Камчатка 52280 руб 69480 руб
Саха 49140 руб 62780 руб
Мурманск 42686 руб 57410 руб
Сахалин 53235 руб 56734 руб
Коми 39465 руб 54200 руб
Московская область 37600 руб 48235 руб
Хабаровск 34 835 руб 47830 руб
Тюмень 33715 руб 42655 руб
Красноярск 33515 руб 41725 руб
Приморский край 31694 руб 41694 руб
Санкт — Петербург 38935 руб 41725 руб
Архангельск 32585 руб 40605 руб
Хакасия 28100 руб 38630 руб
Амур 31500 руб 38320 руб
Екатеринбург 29050 руб 37050 руб
Карелия 28980 руб 36310 руб
Иркутск 30695 руб 34700 руб
Татарстан 27215 руб 33670 руб
Бурятия 27060 руб 33235 руб
Ленинградская область 31240 32 115 руб
Ярославль 24315 руб 31765 руб
Тыва 23365 руб 31515 руб
Краснодар 25440 руб 31435 руб
Вологда 26020 руб 31265 руб
Омск 25585 руб 31200 руб
Кемерово 26135 руб 31145 руб
Пермь 26230 руб 31070 руб
Томск 31415 руб 30500 руб
Рязань 23025 руб 28620 руб
Самара 24925 руб 28620 руб
Новосибирс 26120 руб 28545 руб
Ростов 22625 руб 28380 руб
Челябинск 27020 руб 28260 руб
Калининград 26010 руб 28110 руб
Липецк 22315 руб 27887 руб
Смоленск 21550 руб 27715 руб
Калуга 26950 руб 27600 руб
Ставрополь 21485 руб 26925 руб
Владимир 21875 руб 26795 руб
Чувашская республика 20275 руб 26390 руб
Алтай 22030 руб 26200 руб
Тула 24665 руб 26060 руб
Оренбург 22935 руб 25930 руб
Воронеж 22930 руб 25930 руб
Волгоград 22900 руб 25800 руб
Астрахань 22565 руб 25700 руб
Тверь 23825 руб 25690 руб
Ульяновск 20365 руб 25487 руб
Ингушетия 21170 руб 25080 руб
Новгород 24285 руб 24885 руб
Адыгея 20175 руб 24820 руб
Удмуртская республика 22770 руб 24434 руб
Псков 20343 руб 24430 руб
Башкортостан 23 580 руб 24260 руб
Орлово 20064 руб 24155 руб
Тамбов 19675 руб 23695 руб
Брянск 20240 руб 23445 руб
Белгород 22920 руб 23400 руб
Иваново 19750 руб 23040 руб
Калмыкия 19020 руб 22515 руб
Чеченская республика 21935 руб 22080 руб
Киров 20265 руб 22045 руб
Курган 20180 руб 22030 руб
Пенза 21445 руб 21770 руб
Саратов 21280 руб 21525 руб
Северная Осетия 19845 руб 21385 руб
Марий Эл 19555 20965 руб
Алтайский край 18725 руб 20140 руб
Мордовия 18700 19940 руб
Дагестан 18500 17449 руб
Читайте так же:  Как выбрать страховую медицинскую компанию омс. рейтинг страховых медицинских компаний омс

Как рассчитывается зарплата учителей в Москве и регионах

Зарплата педагога, как правило, состоит из нескольких частей:

  1. Базовая часть. Ведение уроков и дополнительных занятий, проверка тетрадей.
  2. Стимулирующая часть. Порядок её формирования определяется управляющим советом школы. В качестве критериев начисления могут быть установлены стаж, повышение квалификации, внедрение новых технологий в образовательный процесс, достижения и победы учеников на олимпиадах, успехи учеников на экзаменах.
  3. Компенсирующая часть. Сюда входят добавки за работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разные формы поддержки сельских учителей, как, например, оплата им коммунальных услуг.
  4. Премии. Решение о выплате премий принимает руководство учебного заведения.

В настоящее время, многие надбавки начисляются и выплачиваются по решению руководства учебного заведения. Поэтому, у двух педагогов со схожей учебной нагрузкой, доход может существенно различаться.

Более 85% сотрудников образовательной сферы, в настоящее время, трудятся сверхурочно. При чём, по опросам, классное руководство и сверхурочная работа, часто оплачиваются в размере 40% от реальных часов. Также на общественных началах приходится заниматься организацией избирательных участков, организацией ЕГЭ ведением отчетности и иногда уборкой помещений.

Оклады преподавателей ВУЗов, ассистентов и профессорского состава

Стоит отметить, что многие преподаватели в регионах работают буквально за идею, совмещая преподавательскую деятельность с другой работой или бизнесом. Многие ВУЗы оформляют сотрудников всего лишь на 0,25 или 0,5 ставки. Поэтому на руки, многие сотрудники получают совсем маленькие суммы.

Ассистент без ученой степени 12000 руб
Преподаватель, доцент 17000 руб
Профессора 30000 руб
Кандидат наук в региональном ВУЗе 9000 руб
Преподаватель, доцент в региональном ВУЗе 10000 руб

Достойная заработная плата, по большому счету, есть только в вузах Москвы и отдельных университетах Санкт-Петербурга.

Почему зарплаты учителей в Москве в разы больше чем в других городах?

Вот статья конституции РФ.

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Принудительный труд запрещен.


Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации

А вот оплата учителей за один и тот же труд.

Московские учителя в мае получили в среднем по 65 625 рубля. Такие данные приводит система мониторинга развития образования в России kpmo.ru. При этом по всей России средний доход педагога за последний месяц учебного года составил чуть больше 29 тысяч рублей.

Больше московских коллег заработали преподаватели школ Магаданской области (в среднем — 81,6 тысячи рублей), Ненецкого (70,9 тысячи рублей), Ямало-Ненецкого (75,7 тысячи рублей) и Чукотского (75,6 тысячи рублей) автономных округов.

Сложнее всего живется учителям в Дагестане (тут средняя майская зарплата составила 14,5 тысячи рублей). От 17 до 18 тысяч рублей за свой труд получили педагоги Алтайского края, Брянской области, Карачаево-Черкесии, Мордовии и Северной Осетии.

Но на канале ОРТ привели другие цифры и это озвучили сами учителя. Так в Москве минимальная зарплата учителя 68 тысяч, а рядом в тульской области учитель имея стаж 49 лет получает 10 тысяч.

Как сказал ведущий, то вы сами делайте выводы.

Искать в факте высоких зарплат столичных учителей нарушение законодательства может только человек не сведущий в порядке начисления педагогам заработной платы. Представлю краткий обзор правил формирования таковой. Голая ставка школьного учителя весьма скромная. Определенная доля в ней так и вовсе не является суммой фиксированной. Формируется она в зависимости от количества учеников в классе. Заметим, что для учителей младших классов зарплата выше. К ней полагаются надбавки за стаж и всевозможные заслуги. Так же оплачиваются дополнительные часы занятий с детьми. Теперь рассмотрим ситуацию в Москве — в школах очень много детей, начальные классы ежегодно набираются, их количество растет, дополнительные, факультативные занятия есть практически повсеместно, приток работоспособного населения в столицу позволяет нанимать на места в школах лучших педагогов со стажем и наградами за деятельность. Пересчитаем все вышеизложенное в зарплату и получим искомую солидную цифру — ее формирует демография и рынок труда в столице. Вторыми по сумме дохода являются преподаватели Магаданской области, Чукотки и Ямало-Ненецкого края — там действует правило про надбавку к зарплате работника на Крайнем Севере.

Вот как обстоит дело с зарплатами в Италии. Там нет зависимости от места работы и нет разрыва между различными городами. А посмотреть это можно здесь.

Конечно у нас в России те кто получает приличную зарплату в Москве уверены, что это правильно и им не важно, что их коллеги за такой же труд получают в 5-10 раз меньше. Вот только родину все обязаны защищать и отдавать долг. И здесь нет исключений.

Читайте так же:  Принятие наследства способы и сроки принятия наследства

Ну а конкретно это связано с тем, что все деньги сосредоточены в Москве и там есть возможность платить такие зарплаты. И не важно где качают нефть, деньги приходят в Москву и налоги платят там.

Это не совсем так. Учителя в сельской местности (например, достоверно известно про Серебряные пруды, это дальняя московская область) получают дополнительную надбавку, в результате которой их зарплата выше, чем средняя по Москве.

Скорее всего, зарплаты связаны с местными бюджетами и благополучием регионов в целом. Вы же сами приводите статистику зарплат учителей по Магаданской области, например.

Я считаю, сравнивать зарплату учителей нужно не между регионами, а со средней по региону. Очевидно, что и все остальные профессии — продавец, слесарь, программист — получают неодинаково в разных городах.

Все не совсем так.

Даже опираясь на ваш собственный вопрос вы, одновременно, пишите, что «средняя зарплата учителя в Москве 65 625 рубля» и сразу же, через несколько строк, пишите, что «в Москве минимальная зарплата учителя 68 тысяч».

Может, вы определитесь с цифрами сначала, чтобы ни себя, ни людей не путать?

В Москве зарплата учителей от 30 тысяч для начинающих.Со мной на лестничной площадке живет учитель (ему сейчас около 30 лет), которые первые годы сидел на 25 тысячах, потом количество раб.часов и зарплата стала расти, сейчас у него больше 50, плюс ко всему он ведет еще дополнительные занятия, кружки, олимпиады и набегает, в сумме, больше 80. И это, считайте, практически без выслуги лет. Работает он, на мой взгляд, не менее 12 часов в сутки, соответственно и получает.

Так что каких учителей собрал ведущий ОРТ — вопрос большой.

Заслуженных учителей со степенями и выслугой в Москве и начинающего учителя в Дагестане, у которого 4 учебных часа в неделю?

Отсюда следует, что зарплата учителя зависит не только от местности (а везде прожиточный минимум разный), но и от количества рабочих часов, от выслуги лет и пр.

Присылайте ваших дагестанский, алтайских, мордовских учителей в Москву, Питер или Магадан. Если окажется, что они лучше местных — займут их места, безо всякой дискриминации.

И без надбавок, кстати, которые доплачиваются учителям в далеких областях, но в зарплату не входят.

Тут воспитательница в детском саду пожаловалась (сама из Новосибирска).

  • Я, говорит, приехала на большую зарплату, а у вас тут ад какой-то. Я здесь получаю почти в два раза больше, а денег перестало хватать совсем и нагрузка увеличена в разы.

Обычно, в таких ситуациях и отвечают, что-то типа того «так чего приперлась», но тетка неплохая, и хамить не хотелось. Мужа, военного, перевели, она за ним.

Почему зарплаты учителей отличаются в разы?

Кто же будет учить наших детей? Сможем ли мы совершить все те прорывы в экономике, которые обозначил президент? А главное, почему его майские указы о повышении зарплат российским учителям оказались выполнены далеко не везде?

Всеволод Луховицкий, сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель»

С введения майских указов о существенном повышении зар­плат учителям прошло 6 лет, а воз и ныне там. Экспертный совет Конфедерации труда России и профсоюз «Учитель» в марте-апреле 2018 г. провели исследование уровня зарплат педагогов на основе статистики Росстата и Министерства образования. По официальным цифрам видно, как постепенно сокращалось финансирование школы и зарплат учителей. При этом по регионам зарплаты отличаются в 4-5 раз. Так, в 2016 г. на Чукотке максимальная зарплата учителей составила 90 тыс. руб., в Дагестане минималка — 20 тыс., в Сибири — 30 тыс., на Дальнем Востоке — 47 тыс. При этом средняя по РФ — 35 тыс. руб. Но в реальности учителя таких денег не видят.

Как же создаётся статистика? Учитываются все деньги, полученные учителем за месяц: работа на 1,5, иногда 2 и более ставки (1 ставка — 18 часов), премии, доходы от платных услуг. Знаю учителя физкультуры, который имеет 50 часов в неделю при законодательной норме не более 36. А вот маленькие зарплаты совместителей в отчёты не идут. Поэтому, когда руководители образования приезжают в регион и встречаются с народом, получается классическая вещь: средняя зарплата 35 тыс., а реальная у учительницы — 15-17 тыс. При этом ни с той, ни с другой стороны нет никакого обмана.

Мы предлагаем установить базовую минимальную ставку зар­платы для каждого учителя на уровне 2 минимальных размеров оплаты труда (с 1 мая 2018 г. средний по РФ МРОТ — 11 163 руб.), а на стимулирующие направлять не более 10% фонда оплаты труда. У некоторых учителей оклад ниже МРОТ, а до минимума его доводят за счёт дополнительной работы — классного руководства и др. В Москве, к примеру, сейчас вводится разумное требование к директорам школ: учитель, работающий на ставку и выше, не может получать меньше 68 тыс. руб. в месяц. В других регионах этого нет.

Учителя уходят из школ не только из-за низких зарплат, но и из-за неуважительного к ним отношения. Мне нередко жалуются педагоги, что не могут больше терпеть оскорб­ления директора, родителей: «Лучше в репетиторы пойду, в 5 раз больше заработаю, и при этом меня будут уважать». Если общество хочет, чтобы школа учила, а не превратилась в отстойник для молодёжи до 18 лет, надо изменить отношение к учителям. И не оставлять проблемы образования на усмотрение только властных структур.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Зарплата учителя в Москве и регионах России в 2019 году

В России педагоги и врачи за свой нелегкий и ключевой для любого общества труд получают все что угодно (грамоты, благодарности, цветы и конфеты), но только не достойную оплату труда. Наиболее тяжелой была ситуация в 1990-е — в начале 2000-х. Сегодня средняя зарплата учителя в России немного выросла. Но этого все равно мало для достойного вознаграждения за затраченные физические и душевные силы.

Читайте так же:  Налоговые вычеты для студентов и их родителей

Особенности профессии учителя


Педагогическая деятельность во всем имеет свои нюансы.
  1. Это творческая работа. Учитель должен постоянно продумывать ход занятий, составлять планы и конспекты.
  2. В работе огромную важность имеет психология. Если специалист не сможет расположить к себе аудиторию, у него не получится передать знания. Эти умения, способность поддерживать дисциплину крайне сложно приобрести в теории. Хорошему учителю необходимы определенные таланты и опыт.
  3. Преподаватели работают по гибкому графику. Стандартный рабочий день в школе не превышает 4-6 часов. Вузовские преподаватели могут ходить 2-3 раза в неделю только на свои пары. Зато огромные объемы работ приходится выполнять дома, в архивах и библиотеках.

Минусом работы является необходимость заполнять огромное количество бумаг — отчетность, планы.

[3]

Размеры заработных плат

В таблице представлены средние оклады по регионам.

Заметна существенная разница между регионами. Даже если не брать в расчет Москву, она будет трехкратной. Это не совсем справедливо, ведь одинаковый по сути труд в рамках одной страны оплачивается по-разному.

Сколько получают учителя в Москве

В столице много школ. Хорошие специалисты крайне востребованы. Средняя зарплата учителя в Москве — 58-59 тыс. р. Это касается государственных школ. В частных лицеях педагоги получают существенно больше — до 100 тыс. р. Представителей профессии поддерживает и мэрия. Ожидается, что зарплата учителя в Москве в 2019 будет проиндексирована выше показателя инфляции.

В регионах РФ

Видео (кликните для воспроизведения).

Не везде учителям платят мало. За счет северных коэффициентов неплохо обеспечены педагоги Чукотки и Ямало-Ненецкого округа. Меньше всего платят в Дагестане. Разница в оплате труда проявляется и в зависимости от специализации. Сумма, сколько зарабатывает учитель физкультуры, всегда будет меньше доходов физика. К тому же последние могут подрабатывать репетиторством. Из-за большой разницы между регионами, то, сколько получает учитель начальных классов, например, в Воронеже, может быть меньше в 2-3 раза, чем его столичный коллега.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Москва, Московская обл. +7(499)577-00-25 (доб. 197)

СПб, Ленинградская обл. +7(812)425-66-30 (доб. 197)

Звонки бесплатны. Работаем без выходных!

Особенности начисления зарплаты педагогам

Занятые в этой сфере получают деньги из бюджета. Исключение — оплата труда в частных школах. Впрочем, порядок начисления от формы учреждения не зависит. Рассмотрим показатели, из чего складывается зарплата учителя:

  • учитывается имеющееся образование (ученая степень);
  • категория преподавателя (высшая, I либо II);
  • важным показателем является стаж (причем молодым специалистам по этой статье платят больше, чем профессионалам с опытом от 1 до 15 лет);
  • отдельный коэффициент зависит от специализации педагога;
  • учитываются компенсационные выплаты (проверка тетрадей, классное руководство, заведывание кружками и др.)
  • не последнюю роль играет статус учреждения.

Видео: Повышение зарплаты учителям

Зарплата учителя состоит из ряда обязательных компонентов.

Базовый оклад

Формируется путем умножения фиксированной ставки (1221 руб.) на тарифный разряд. Для школьных учителей коэффициент составляет от 7 до 14. Для преподавателей вузов — от 8 до 17. На конкретный показатель влияют:

  • образование;
  • стаж;
  • категория.

При начислении важную роль играют почетные звания. Например, «Заслуженный учитель». Выплаты могут производиться по двум принципам.

Фиксированная ставка

Часовая оплата труда

Данный принцип начисления является более гибким. Учитель получает зарплату в зависимости от отработанных часов в неделю.

Какие существуют бонусы и льготы

Работа учителем предусматривает множество преимуществ:

  • удобный график с сокращенным рабочим днем;
  • продолжительные отпуска в летнее время года (56 дней);
  • более ранний выход на пенсию (даже с учетом запланированной реформы);
  • подъемные и повышенные оклады для молодых специалистов.

Целый комплекс льгот предлагается молодым сельским учителям. Это и подъемные, и льготная ипотека (под 8.5%), частичная компенсация оплаты услуг ЖКХ, а также множество иных бонусов в зависимости от индивидуальных характеристик учителя.

Как правильно рассчитать

Нет необходимости заниматься этим самостоятельно. Данную работу выполняет бухгалтерия. Однако при необходимости проверить расчеты или для примерного понимания размера оплаты перед трудоустройством можно воспользоваться программой-калькулятором. Нужно лишь заполнить анкету актуальными данными о специальности, стаже и т. д. Калькулятор — самый верный способ, как рассчитать зарплату учителя, не являясь бухгалтером. Однако для этого нужен доступ в интернет.

Будет ли повышение зарплат в 2019 году

Еще в 2012 г. Президент России В.В. Путин подписал указ об увеличении учительских окладов до среднего размера оплаты труда по регионам. Однако эта работа до конца еще не доведена, несмотря на ежегодные индексации. Очевидно, что зарплата учителя в России будет расти. Только пока еще не ясно, на сколько. Страна переживает серьезный кризис, поэтому правительство вынуждено экономить.

Доходы у педагогов в Америке и Европе

В пересчете на рубли американский учитель получает 235 000 р. в месяц. В Германии — самая крупная зарплата педагога для Евросоюза — 337 000 р. Небольшие оклады имеют английские учителя — «всего» 152 000 руб. в месяц. Страны-осколки СССР относятся к тем, где на труде педагогов принято экономить. Это, в свою очередь, порождает комплекс проблем в образовании и воспитании детей.

Пенсия за выслугу лет у учителя

Раньше педагогу было достаточно обладать стажем 25 лет. В этот период включалось время обучения в пединституте или университете. К указанному сроку уже можно было оформлять пенсию и продолжать работать. В 2019 г. стартует резонансная пенсионная реформа. Она коснулась и учителей. Теперь расчет будет производиться после получения 30-летнего стажа. Реформа предполагает переходный период:

  • выходящим на отдых в 2019 г. добавляется только год;
  • в 2020 г. — 2 г.;
  • 2021 — 3 г.;
  • 2022 — 4 г.;
  • 2023 — 5 лет.
Читайте так же:  Образец заявления на алименты на содержание жены до 3 лет

Пенсия зависит от множества показателей. Главным из них является размер зарплаты в период занятости. Пенсионные выплаты не могут быть ниже 40%.

Видео: Повышение зарплаты учителям

Подводя итоги

Зарплаты учителей в России остаются маленькими. Однако их постепенно повышают. Очевидно, что государство стремится навести порядок в этой сфере. Поэтому молодежь нередко выбирает профессию учителя. Не последнюю роль в этом играет и наличие большого пакета льгот и привилегий.

Разница зарплаты учителей в разных регионах

В настоящее время заработная плата работников образовательных учреждений и бюджетной сферы в целом играет большую роль в формировании и развитии экономики государства, а также устанавливает уровень благосостояния населения. Оплата труда в большей степени оказывает влияние на производительность труда в целом, что, в свою очередь, оказывает влияние и на окончательный результат хозяйственной деятельности учреждения.

Выбранная тема актуальна сейчас, так как отражает материальное положение работников образовательных учреждений после проведения ряда реформ по повышению уровня заработной платы.

Объектом и базой исследования выбрана система оплаты труда образовательных учреждений Российской Федерации.

Цель исследования – анализ фонда оплаты труда образовательных учреждений и выявление причин отклонений в размерах оплаты труда работников сферы образования на международном, федеральном, региональном и местном уровнях, а также предложение мероприятий по усовершенствованию системы оплаты труда педагогов.

В исследовании использованы статистические данные по фонду оплаты труда в субъектах Российской Федерации, странах Европы. Анализ позволяет объективно оценить сложившуюся ситуацию в сфере образования и предложить меры по совершенствованию системы оплаты труда работников образовательных учреждений.

В ходе исследования будут предложены мероприятия по совершенствованию системы оплаты труда работников сферы образования, которые могут найти практическое применение как в конкретном образовательном учреждении, так и быть использованы на разных уровнях управления.

[3]

В социально-экономической жизни общества оплата труда играет важную роль, так как служит в качестве личного дохода основным материальным источником жизнеобеспечения работников и их семей, а также в качестве совокупного платежного спроса – одним из факторов поддержания и развития производства.

На размер оплаты труда влияют многочисленные факторы, которые можно разделить на внешние и внутренние.

К внешним факторам относятся:

– государственное регулирование рынка труда;

– минимальный размер оплаты труда;

– налоговая система регулирования оплаты труда;

– экономическая и политическая обстановка в стране;

– мобильность рабочей силы.

К внутренним факторам относятся следующие позиции:

– образование работника, квалификация, опыт, наличие категории;

– финансовое положение организации (учреждения);

– оказание дополнительных платных услуг учреждения, доходы от которых могут включаться в состав фонда оплаты труда.

Согласно методике формирования система фонда оплаты труда состоит из следующих частей:

– основной фонд оплаты труда сотрудников;

– фонд компенсационных выплат;

– фонд стимулирующих выплат [1].

В настоящее время вопрос об уровне заработной платы работников образовательных учреждений находится в центре внимания не только в России, но и во многих странах Европы. Организация экономического сотрудничества и развития ежегодно приводит данные о годовых заработных платах учителей с не менее чем 15-летним стажем работы [2]. Данные об уровне заработной платы в странах Европы, включая Россию, за 2016 год представлены в табл. 1.

Исходя из данных табл. 1, можно сделать вывод о том, что уровень заработной платы работника сферы образования значительно ниже, чем в ведущих странах Европы.

Из таблицы видно, что Люксембург и Германия лидируют по уровню оплаты труда педагогов. Правда, немаловажно брать в расчет не только размер зарплаты, но и количество рабочих часов. Например, в Великобритании учителя проводят в классе в среднем 684 часа в год, в то время как во Франции – 936 часов в год.

В большинстве стран Европы минимальная заработная плата для учителей в государственных школах оговаривается властями. Так, в Германии зарплату учителей устанавливают региональные органы власти, а в Испании – частично государство и муниципалитеты. В Швеции и Финляндии размер минимальной зарплаты учителей оговаривается между представителями системы образования и профсоюзами.

Уровень заработной платы в странах Европы по состоянию на 01.01.2017

Средний размер заработной платы в месяц работника сферы образования, евро

Размер зарплаты учителя за границей обычно зависит и от трудового стажа. Так, в Ирландии, на Кипре, в Венгрии и Австрии зарплата педагога с большим рабочим стажем (от 15 до 35 лет) может быть в два раза выше начальной зарплаты. В свою очередь самая низкая разница в зарплате опытных педагогов и новичков – всего 4 % – отмечается в Латвии.

Индивидуальные надбавки к зарплате учитель может получить за хорошие рабочие показатели, за повышение профессиональных квалификаций, участие во внешкольных мероприятиях или за обучение детей с особыми потребностями в рамках стандартного школьного класса.

Что касается неевропейских стран, например, Китай, который строит систему образования международного уровня, то основной причиной быстрого развития образования является значительный прирост инвестиций. С 2010 г. на просвещение выделяется около полутриллиона юаней, и заработные платы преподавателей ведущих китайских вузов являются вполне конкурентоспособными с вузами США и европейских стран [7].

[1]

В России по состоянию на 1 сентября каждого года образовательное учреждение составляет тарификационный список, в котором рассчитывается месячная заработная плата каждого педагогического работника. Любые изменения, связанные с оплатой труда (изменение нагрузки, стимулирующих выплат, повышение базового оклада и т.д.), оформляются приказом по школе и указываются в дополнительных соглашениях, которые делаются на каждого работника.

Заработная плата учителя формируется из нескольких составляющих. Должностной оклад учителей рассчитывается исходя из базового оклада (в зависимости от должности), к которому применяются повышающие коэффициенты (за квалификационную категорию, за специфику работы в учреждениях, за выслугу лет). К должностному окладу прибавляется сумма компенсационных выплат и доплат, которые устанавливаются за: совмещение профессий, вредные условия труда, проверку тетрадей, классное руководство и т.д., а также сумма стимулирующих выплат (учебные достижения учащихся, призовые места по олимпиадам, результаты ЕГЭ и ОГЭ, участие во внеурочной деятельности и т.д.). Данные выплаты устанавливаются учреждением самостоятельно на основе разработанных положений данного учреждения.

Читайте так же:  Кто имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени

Таким образом, система оплаты труда работников образовательной сферы в России во многом сходится с европейскими стандартами, направленными на повышение уровня заработной платы по мере увеличения стажа. Однако первоначальный оклад, установленный в учреждении, чаще всего не превышает минимальный размер оплаты труда, который в свою очередь в развитых странах Европы во многом превышает российский минимум. Все это приводит к значительному отличию в уровнях оплаты труда педагогов.

Для сравнительного анализа заработной платы работников сферы образования в Российской Федерации необходимо воспользоваться открытыми статистическими данными, представленными в табл. 2 [3]. Для сопоставления с общероссийским уровнем в качестве примера были взяты показатели Приморского края.

Сравнительный анализ средней заработной платы работников сферы общего образования за 2014–2016 гг., руб.

Отклонение 2016 от 2014

в Российской Федерации

в Дальневосточном Федеральном округе

в Приморском крае

Как видно из табл. 2, средняя заработная плата педагогического состава в Российской Федерации за последние три года практически не изменилась. За три года изменение в сторону увеличения составило 1 066 рублей, или 3,77 % при инфляции 29,65 % [4]. В Дальневосточном Федеральном округе заработная плата увеличилась на 1 866 рублей, или 4,26 %. В Приморском крае рост заработной платы не составил даже 1 000 рублей.

В Дальневосточном Федеральном округе уровень заработной платы педагогов значительно выше федерального уровня. Такое превышение можно связать с местностью и компенсационными выплатами работникам. В Приморском крае складывается аналогичная ситуация.

Низкий уровень оплаты труда влечет за собой последствия такого рода, как нежелание педагогов предоставлять учащимся достойные знания, предпочитая этому заработок «на стороне».

Основные проблемы с реализацией системы оплаты труда сегодня заключаются в отсутствии четкого понимания работников сферы образования критериев эффективности деятельности. Необходимо исполнение принципов, изложенных в Единых рекомендациях по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений: объективность, предсказуемость, адекватность, своевременность, прозрачность.

Система стимулирования, отраженная в локальных нормативных актах, должна отображать критерии, которые не входят в основной круг обязанностей педагогов. Прежде всего, педагогов необходимо ориентировать на качество оказываемых услуг, а только потом на количество.

В настоящее время педагогов не интересует результат их основной деятельности, направленной на предоставление высокого уровня знаний учащимся, так как они предпочитают дополнительный заработок, где зачастую меньше нагрузки и более привлекательное вознаграждение. Поэтому стоит обратить внимание на повышение уровня первоначального оклада, затем на размер повышающих коэффициентов, которые позволят педагогам предоставлять достойные знания ученикам, получая достойную оплату. Аттестация педагогического состава должна проводиться согласно регламенту, так как сегодня носит скорее формальный характер, приводящий в основном к коррупции.

Но не стоит забывать, что ведущая роль в повышении заработной платы работников сферы образования отводится Правительству Российской Федерации. Именно Правительство должно устранить диспропорцию заработной платы педагогов по стране в целом. Необходимо установление максимального уровня заработной платы на федеральном, региональном и местном уровнях.

Не стоит забывать, что Россия во многом отстает от ведущих стран Европы по уровню заработной платы работников сферы образования, что делает российских учителей социально незащищенным слоем общества, причем заработная плата работников сферы образования ниже уровня средней заработной платы по стране. Наиболее результативным подходом к формированию трудового потенциала будущего является оптимальное сочетание обозначенных вариантов в той мере, в какой это диктуется особенностями развития ситуации и эффективностью государственной политики [5].

Для того, чтобы в России уровень заработной платы работников сферы образования приблизился к уровню ведущих европейских стран, необходимо провести следующие мероприятия [6]:

– повысить заработную плату педагогов до уровня среднего уровня заработной платы по стране;

– ввести минимальную почасовую оплату труда педагогов;

– производить поощрительные выплаты по итогам прохождения аттестаций;

– разработать справедливые для всех работников системы стимулирующих выплат, которые будут ориентированы на улучшение результатов деятельности, а также будут разработаны коллегиально, учитывая специфику деятельности каждого учителя.

И само образовательное учреждение должно заботиться о достойном стимулировании оплаты труда своих сотрудников. Для этих целей необходимо вводить дополнительные платные услуги, за счет которых и будут производиться поощрительные и стимулирующие выплаты для сотрудников, которые были непосредственно задействованы в оказании разного рода платных услуг. Возможностью для изыскания дополнительных средств можно использовать поиск спонсоров и меценатов, за счет которых будет возможно повышение оплаты труда.

Видео (кликните для воспроизведения).

Предложенные мероприятия должны повысить эффективность системы оплаты труда в образовательных учреждениях.

Источники


  1. Мацкевич, И.М. Организация научной деятельности и выполнение научных работ по юриспруденции. Научно-практическое пособие / И.М. Мацкевич. — М.: Проспект, 2017. — 915 c.

  2. . Якушев, А. В. Теория государства и права (конспект лекций) / А.В. Якушев. — Москва: Огни, 2000. — 192 c.

  3. Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 1. — Москва: Высшая школа, 2001. — 528 c.
  4. Карсетская, Е. В. Проверка трудовой инспекции. Практические рекомендации для работадателя / Е.В. Карсетская. — М.: АйСи Групп, 2016. — 168 c.
  5. Треушников, М.К. Судебные доказательства / М.К. Треушников. — Москва: СИНТЕГ, 2014. — 272 c.
Разница зарплаты учителей в разных регионах
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here